В этом месяце подошла к концу длительная ретроспектива известного швейцарского скульптора и художника Жана Тэнгли в музее Стеделик (Амстердам). Главные роли в «Machine Spectacle» исполнили необычные машины и механизмы, заботливо собранные Жаном. Кроме механических инсталляций, усиленных световыми эффектами, на выставке были представлены архивные кинопленки, где посетителям посчастливилось увидеть мастера за работой, а также те произведения, которые не сохранились. Слияние скульптуры, живописи, кино и театра оставляет поистине незабываемое впечатление.
Тэнгли являлся ярким представителем кинетического искусства. Его вдохновение авангардным движением «дада» привело к нестандартному взгляду на обычный металлический мусор. Из неприглядного сырья мастер складывал механизмы и размещал их в необычном порядке и формах. Ему было мало только визуального эффекта. Каждую скульптуру он оживил, привел в бесконечное движение или стремление к саморазрушению. Некоторые удостоились собственных постаментов, как настоящие скульптуры. Другие заняли стены и потолок. Особенно впечатляюще выглядят целые сцены, как неожиданный мир механизмов.
В своих ранних работах скульптор восхищался работой абстракционистов. Работы Казимира Малевича и других художников этого направления живописи натолкнули Тэнгли на идею создания механического художника. Так увидела свет серия скульптур «Métamatics», где механизмам предоставлен лист бумаги и карандаш. Под воздействием движения машина создает свой собственный абстрактный шедевр на глазах у изумленной публики. Очень интересно, что Жан Тэнгли стремился к взаимодействию своего творчества и зрителя, поэтому все механизмы работают и могут быть опробованы любопытным посетителем выставки (конечно, если работники музея не будут против). Он любил впечатлять. Так работу “Study for an End of the World No. 2” автор торжественно взорвал перед аудиторией в пустыне Лас-Вегаса. Кроме индивидуальных работ мастера на выставке были представлены произведения, созданные совместно с творческими единомышленниками, художниками, фотографами и режиссерами. Вместе им удалось создать собственный механический мир, чтобы напомнить человечеству, как важно задумываться о движении жизни и направлении этого движения.